Как работают коллекторы и что они могут делать законно

Приставы и коллекторы

Исторически так сложилось, что коллекторы у большинства граждан до сих пор ассоциируются с «лихими 90-ми» и бандитскими, совершенно неприемлемыми для современного цивилизованного общества, способами выбивания долгов из незадачливых заемщиков. Полтора десятилетия между коллектором и бандитом, не брезгующим самыми жуткими методами воздействия на должника, практически ставился знак равенства.

Между тем сегодня эта профессия не только востребована крупными финансовыми организациями, но и подразумевает работу в жестких ограничениях правового поля. Помимо сбора долгов коллекторы по необходимости занимаются еще сбором информации, ее аналитикой и логистикой клиентской базы финансовых организаций. Разберемся, зачем в современной экономике нужны коллекторы.

Работа коллекторов регулируется законом

Попытка установить правовые границы в этой сфере финансовой деятельности была предпринята в 2014-2015 годах и увенчалась принятием 230 Федерального закона в 2016 году. Возможное взаимодействие коллекторов с неплательщиками ограничили звонками в строго установленное время, ведением переписки и личными встречами .

Никаких мер воздействия в виде порчи имущества, например, разрисованных стен в подъезде и изрезанной ножом входной двери в квартиру должника, никаких угроз в адрес его родственников, никаких трупиков домашних животных у входа в дом, конечно же, в законе не предусмотрено.

 

Это и раньше не допускалось, но ни в одном законе РФ прямо не указывалось, что хулиганские выходки или доведение до стресса в отношении должников запрещены. Просто плохие привычки живучи, поэтому выравнивать ситуацию зачастую приходилось где-то посредством применения норм Уголовного кодекса, а где-то и бегством должника и последующими долгими поисками.

В этом случае кредитору предстояло посчитать, что выйдет дешевле: списать долг, простить и забыть, или все-таки потратить круглую сумму на поиски и поимку человека, не желающего платить по счетам .

Должнику все-таки следует помнить, что за неуплату долга предусмотрена уголовная ответственность. Конечно, возбудить дело реально не по каждому неоплаченному кредиту. Статья 177 Уголовного Кодекса предусматривает следующие условия:

  • сумма задолженности должна превышать 2 млн. 250 тыс. рублей;
  • дело уже рассматривалось в суде и по нему есть исполнительное решение;
  • должник злостно уклоняется от выплат.

Помните, что если долг по алиментам, то уголовная ответственность может наступить уже за минимальные невыплаченные суммы. Но коллекторы, как правило, не работают с долгами по алиментам. Но, собирая информацию о должнике, который имеет долг по алиментам. они могут сильно осложнить последнему жизнь.

Если должник идет на контакт и со своей стороны предпринимает все необходимые в рамках закона действия, чтобы выплатить долг, скорее всего, кредитор не будет обращаться в суд. Однако его законное право — привлечь для сбора невыплаченных денег коллекторов .

Нужно отметить, «воспитать» коллекторов и заставить работать их в рамках закона за последние годы удалось.

Коллектор может быть привлечен к сбору долга как по кредиту или займу, так и для сбора просроченных к оплате штрафов, например, за нарушение правил дорожного движения. Просто чаще всего коллекторы работают с долгами физических лиц перед финансовыми организациями.

В 2024 году коллекторы не имеют права:

  • применять к должникам физическую силу, а также угрожать ее применением;
  • уничтожать, либо причинять вред имуществу;
  • оказывать психологическое давление на должника, связанное с унижением его чести и достоинства, в том числе путем оскорблений.
  • вводить должника в заблуждение недостоверной информацией о долговом обязательстве, последствиях неисполнения данного обязательства, а также об организации, представителем которой является коллектор;
  • отказаться представиться перед началом беседы, назвав свои фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и название компании-работодателя. При личной встрече — отказаться предъявить документы (в том числе и те, на основании которых коллектор приступает к работе с вами — договор с банком и т. д.).
  • Разглашать информацию, являющуюся банковской тайной (в том числе информацию о наличии просрочки, сумме долга и т. п.) третьим лицам и в публичном пространстве, в том числе путем размещения в сети интернет;
  • звонить и отправлять sms-сообщений в период с 22:00 до 06:00;
  • принимать наличные деньги у должника. Отдавать средства в руки коллекторам запрещается: просрочка погашается либо на счета банка, либо на счета коллекторской фирмы в случае выкупа долга;
  • Платить наличными можно через кассу банка на счет и по реквизитам коллекторской компании или непосредственно в кассе КА. Вам должны выдать счет и приходный ордер. И документы о закрытии долга — частичном или полном.

 

Если коллекторы озвучивают сумму, в несколько раз превышающую задолженность перед банком, стоит обратиться с иском в суд. Ответчиком может выступать как сам кредитор, так и коллекторское агентство. Основание для иска: нарушение процессуального порядка, и норм закона «О потребительском кредите».

В то же время коллекторам закон позволяет:

  • ранний сбор (Early Collection) — взыскатели могут звонить заемщику в дневное время суток, отправлять sms-сообщения и письма. Длится этот период не более 60 дней и может быть инициирован как финансовой организацией (банком или МФО), так и коллекторским агентством;
  • поздний сбор (Late Collection) — спустя 60 дней письма, смс-сообщения и звонки учащаются, становятся более назойливыми, взыскатели уже не просят, а требуют погасить долг, чем создают некомфортные условия для должника;
  • жесткий сбор (Hard Collection) — после 60-90 дней просрочки коллекторы пытаются встретиться с заемщиком;
  • законный сбор (Legal Collection) — после 90-120 дней просрочки дело должника готовится к передаче в суд.

ВАЖНО. Закон № 230-ФЗ является не единственным нормативным актом, по которому можно осуществить возврат просроченной задолженности. Для исполнения своих служебных обязанностей в рамках закона коллекторы обязаны соблюдать нормы других законов — ГК РФ, ГПК РФ, закона № 229-ФЗ. Для должника, подавшего заявление на банкротство действуют нормы закона № 127-ФЗ.

Нормы закона «О банкротстве» говорят, что в день, когда Арбитражный суд признает заявление должника о своем банкротстве обоснованным и назначит день первого судебного заседания, все взыскатели — банки, МФО, коллекторы, судебные приставы, а также частные кредиторы — теряют право требовать возврат долга — до вынесения окончательного решения суда.

 

Если долги в ходе процедуры будут списаны, то это право кредиторы утрачивают навсегда.

К сожалению, это требование закона часто нарушается и коллекторами, и даже судебными приставами. Но в этом случае должник вправе отсылать настойчивых кредиторов в суд – они должны включить свои требования в реестр.

Во все юридические тонкости должнику, конечно, вникать сложно, да и не нужно. Чтобы защитить свои интересы, важно знать основные положения 230-ФЗ и оценить противоправность действий коллекторов.

Если долг продан банком или МФО, то лучше обратиться к профессиональному юристу , который поможет подготовить необходимые документы, написать жалобу или подать иск в суд, помочь выбрать оптимальный вариант защиты.

Коллекторы нужны банкам и МФО

Без работы коллекторов вернуть ранее выданные средства в банки было бы трудно. Если деньги не возвращаются в банки — то скоро и выдавать новые кредиты будет нечем. Придется, как и во времена СССР, стрелять деньги до зарплаты у коллег и соседей.

Кто контролирует работу сборщиков долгов

Если все-таки коллекторы действуют противозаконно, можно обратиться с жалобой на их действия:

  • НАПКА — Национальная ассоциация коллекторских агентств проведет проверку, и если противоправность действий подтвердится, коллекторскому агентству грозит лишение лицензии;
  • ФССП — Федеральная служба судебных приставов является основным регулятором действующих коллекторских агентств. На сайте ФСПП можно найти реестр официально действующих коллекторских агентств;
  • Центробанк РФ — если банк или МФО продали долг коллектору, которого нет в реестре ФССП;
  • финансовый омбудсмен;
  • прокуратура;
  • полиция;
  • суд.

Основания для передачи долга коллекторам

Передача долга коллекторам производится по двум схемам:

  1. На основании договора цессии (переуступки прав требования). Тогда коллекторы становятся вашим кредитором.
  2. На основании агентского договора. Тогда банк остается вашим кредитором, а коллекторы выступают в роли своеобразной службы взыскания просрочек.

Все ли коллекторы легальны?

Коллекторские агентства можно условно разделить еще на три типа.

Первые работают с банками и МФО на основании договора или выкупа долгов, их доходы зависят от взысканных сумм. Это отдельные от кредиторов юридические лица. Они выкупают у банков пакеты долгов по более низкой стоимости, чем сумма первоначального кредита. Агентство заключает с ними договор цессии, после чего все долги переходят к ним. Другие работают на основании агентского договора, когда долги остаются на балансе кредитора.

Вторые созданы при штате непосредственно кредитной компании, являясь ее структурным подразделением. Это так называемые департаменты взыскания. Они есть в банках и крупных МФО. Как правило, такие отделы занимаются не только сбором долгов, но и анализируют клиентскую базу, обрабатывая персональную информацию, а также занимаются логистикой и проводят собственные расследования.

Третьи часто работают под «крышей» коллекторских организаций первого типа, имеющих лицензию, но «отстраняясь от них». Или — что встречается тоже довольно часто — являются скрытым подразделением микрофинансовых компаний. Такие коллекторы — это как раз те, кого называют «чёрными коллекторами». Их работа незаконна, они вообще не имеют права именоваться коллекторами. Поэтому столкнувшись с ними, можно смело обращаться в правоохранительные органы.

Коллекторы протестуют против введения новых методик качества надзора за их работой

Коллекторские агентства высказались против внедрения нового подхода к оценке эффективности надзора Федеральной службы судебных приставов (ФССП) за их отраслью. Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) резко выступила против проекта приказа Минюста о внедрении индикативных показателей результативности работы приставов. Минюст подтвердил получение коллективного письма членов ассоциации. Об этом в начале октября 2021 года пишет РБК.

Коллекторы не согласны с тем, что KPI (Key Performance Indicators, или ключевые показатели эффективности — числовые выраженные в абсолютных или относительных (процентных) значениях показатели для измерения результативности и эффективности предпринятых действий) судебных приставов будет зависеть, например, от доли нарушений коллекторов, которые ФССП «вскроет» во время проведения проверок. Особенно — внеплановых.

ФССП — регулятор рынка сбора долгов. Оно ведет реестр коллекторских компаний, рассматривает жалобы граждан на нарушения, допущенные при взыскании, проводит проверки участников рынка в ответ на эти жалобы. Если компания — взыскатель (а коллектором может быть только юридическое лицо с солидным уставным капиталом) допускает нарушения в работе с должниками, то судебный пристав может выдать ей предписание и завести административное дело.

Если коллекторское агентство не устранит нарушения, то ему грозит штраф. Если взыскатели допускают в своей работе грубые нарушения, например, угрожают должникам, то агентству грозит приостановка деятельности или исключение из реестра, что равносильно запрету на работу.

С 1 июля 2021 года в России вступил в силу закон «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)», который предполагает внедрение риск-ориентированного подхода при проведении проверок бизнеса органами исполнительной власти. Новый принцип распространяется и на отношения ФССП с профессиональными взыскателями.

Например, в надзорной работе приставы уже должны ориентироваться на «индикаторы риска нарушений», то есть жалобы граждан на процедуры взыскания или факты невыполнения коллекторами предписаний ФССП. То есть в ход пошел советский принцип — нарушение надо не наказывать, а в корне пресекать, повысим качество профилактической работы!

Что говорится в проекте приказа Минюста о работе приставов с коллекторами

В сентябре Минюст опубликовал проект приказа, в котором содержатся критерии эффективности работы сотрудников ФССП. Как следует из документа, индикативные показатели результативности ФССП во многом будут зависеть от итогов проводимых ими проверок. Например, не менее 60% проверок коллекторов (50% плановых и 70% внеплановых) должны завершаться выявлением каких-либо нарушений в работе коллекторов.

Дальше — больше: не менее 95% надзорных мероприятий, в ходе которых ФССП нашла нарушения, должны завершаться составлением административных протоколов. Доля взысканных и уплаченных штрафов должна составлять не менее 70% от всей суммы штрафов.

Возможности ФССП находить нарушения там, где их нет, предлагается ограничить следующим образом: доля проверок, результаты которых будут признаны недействительными, не должна превышать 5%, а доля прекращенных судами дел должна составлять не более 10% от рассмотренных. Понятно, чего опасается члены НАПКА.

В погоне за KPI приставы будут придумывать и приписывать коллекторам нарушения, а если агентства начнут массово опротестовывать результаты проверок (и выписываемые штрафы!) через суды, то судьи будут «покрывать грешки» коллег по исполнительному цеху.

Запланированный срок вступления приказа в силу — с 1 марта 2022 года.

Как следует из письма НАПКА, проект Минюста о KPI для приставов противоречит нормам закона о риск-ориентированном надзоре. Данный закон говорит о том, что результат работы проверяющих органов должен оцениваться не по количественным показателям, а по тому, насколько эффективно приставы минимизировали ущерб для граждан при взыскании долгов.

«Такой подход содержит существенные риски злоупотреблений, в том числе коррупционных, со стороны должностных лиц, осуществляющих контрольные мероприятия. Для достижения предлагаемых показателей должностные лица будут ориентироваться на максимальное выявление любых нарушений», — говорится в письме НАПКА в Минюст.

Президент НАПКА Эльман Мехтиев напомнил, что в прошлом году только 9% жалоб, поступивших в адрес коллекторов, оказались подтвержденными практикой в ходе их расследования. В письме НАПКА перечислены предложения, какие критерии эффективности можно было бы применять к судебным приставам. Среди них:

  • количество повторных жалоб граждан на взыскателей после проведения проверок;
  • число профилактических мероприятий ФССП, направленных на снижение количества негативных практик;
  • доля выявленных и пресеченных случаев незаконного взыскания долгов так называемыми серыми и черными коллекторами — лицами и организациями, которые не состоят в реестре ФССП.

От работы по пресечению работы коллекторов, не состоящих в реестре ФССП, служба приставов всю историю своего «слежения за рынком» отбивается «руками и ногами». «Если орган власти не имеет полномочий надзирать за не поднадзорными организациями, то орган власти может, во-первых, работать с теми органами, которым эти организации поднадзорны, или же с органами правопорядка.

Во-вторых — использовать методы репутационного давления, публикуя данные о том, по кредитам и займам каких организаций сколько пришло обращений», — приводит цитату Мехтиева РБК.

Напомним, что если банк или МФО отдали в работу долг (или продали его) коллекторам, которые не состоят в реестре ФССП, то должнику стоит, кроме прочего, жаловаться на работу кредитора в Банк России, так как переуступка долга коллектору, не имеющего свидетельства ФССП, строжайше запрещена.

«В настоящее время показатели, предусмотренные проектом приказа, при оценке деятельности территориальных органов ФССП России не используются», — сообщает РБК со ссылкой на представителя службы. Предложения участников рынка будут рассмотрены при доработке приказа, сообщил представитель Минюста. Он уточнил, что министерство продолжает работу над документом совместно с ФССП и Минэкономразвития.

 

Коллекторы меняют методы воздействия на неплательщиков, с которых «есть что взять»

В 2021 году коллекторы начали активно «сегментировать» долги своих клиентов-неплательщиков. Они начали «прорабатывать» задолженности «потенциальных банкротов». То есть тех физических лиц, которые уже какое-то время отказываются платить коллекторам, и по сумме долга которых кредитор может подать документы на их банкротство в арбитражный суд.

Так, коллекторское агентство (АБК), которое работает с долгами Сбербанка и является его дочерней компанией, стало применять в своей работе систему автоматического поиска среди своей базы клиентов тех должников, которые по сумме долга могут быть обанкрочены кредитором, имеют залоговые кредиты (например, автокредит или ипотеку) и которые при этом не платят по беззалоговым кредитам.

АБК стало активно инициировать с такими неплательщиками переговоры об урегулировании задолженности до начала судебной процедуры. При этом коллекторы «в красках» объясняют должникам, чего такие люди могут лишиться, подай агентство на банкротство такого физ. лица.

Об этом заявила на форуме «Лидеры цифрового развития» директор по правовым вопросам и GR коллектора Сбербанка Евгения Уткина. В компании воспринимают банкротство клиента «как часть полного цикла взыскания» и намерены работать с такими «неперспективными» клиентами.

В АБК автоматизированная система распределяет по профилю долга и самого неплательщика весь объем долгов, которые компания выкупила на торгах, рассказала Уткина. Упор делается на клиентов с суммой долгов в районе 500 тыс. руб., которые по закону «О несостоятельности (банкротстве)» могут пойти в суд с заявлением о своем банкротстве как сами, так это можно сделать и по заявлению кредитора.

Особенный акцент компания делает на тех физ. лицах, с которых агентство уже попыталось взыскать долг в судебном порядке, но безуспешно. После этого коллектор ищет и находит неисполненные денежные обязательства таких клиентов перед другими кредиторами. Но при этом последним — платит. Делается это через запрос в бюро кредитных историй.

Напомним, что историю клиентов Сбербанка ведет «Объединенное кредитное бюро», долги перед другими банками учитываются в остальных 7 российских БКИ.

Особое внимание в кредитной истории «АБК» обращает на следующие данные в КИ: тип долга, наличие и стоимость залогового имущества, данные о платежах по новой и старой, уже просроченной, задолженности, оценка платежной дисциплины по кредитам и займам с залогами.

Помимо изучения кредитных отчетов в АБК запрашивает и данные из госорганов (ФНС) и выписки о наличии недвижимости. Далее полученные данные анализирует собственная служба безопасности агентства.

«Наша система видит, что, например, у должника есть ипотека, которую он добросовестно выплачивает, но не платит нам, и нам уже пришли от судебных приставов акты о невозможности взыскания. Тогда у нас появляются основания для «включения» процесса банкротства кредитором.

Любой адекватный должник услышит ваши доводы, когда вы придете к нему со знанием, что у человека есть залоговое имущество и что вы имеете четкое намерение его обанкротить и поразить в правах», — объяснила Уткина.

По оценкам компании, за неполный 2021 год работы автоматизированной системы поиск позволил взыскать с «потенциальных банкротов» 100 млн руб. и сократить затраты на сопровождение дел втрое.

Раньше среди банкротов бытовало мнение, что кредиторы, а уж тем более коллекторы, редко подают на банкротство физ. лиц, так как имеют все шансы потерять рычаг воздействия на клиентов. Теперь же и коллекторы нашли «слабое место», которые было очевидным всегда — залоги. Но просто раньше не всегда у коллекторов был шанс найти информацию о залоговом имуществе, которое было отдано по договору другому кредитору.

Часто задаваемые вопросы
Как работают коллекторы?
Оцените статью
Мир без долгов